Дистанционное обучение

Контроль и аудит охраны труда

Система контроля состояния условий и охраны труда

Цель контроля за условиями и охраной труда – это предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний посредством осуществления комплекса мероприятий.

 

Контроль охраны труда

 

Организации необходимо в установленные сроки проводить создание и корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству РФ и государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда, организовывать разработку и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения (измерения или регистрации) результативности операций, которые способны оказать воздействие на условия труда.

Данные процессы должны затрагивать:

  • проведение требуемых качественных и количественных оценок согласно установленным требованиям и целями организации в сфере охраны труда;
  • измерение достигнутых результатов на соответствие их нормативным показателям функционирования и установленным государством нормативным требованиям по охране труда;
  • учет несчастных случаев, профзаболеваний, чрезвычайных происшествий и иных свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
  • учет результатов контроля и измерений для последующего проведения их анализа с целью оперативного контроля и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
  • обследования состояния здоровья работников организации;
  • отслеживание и регистрация данных о здоровье сотрудников на опасных производствах.

Организация в обязательном порядке должна иметь данные о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля (измерения), при этом обеспечивая своевременное техническое обслуживание и поверку данных средств. Записи о всех проведенных поверках необходимо регистрировать и сохранять.

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии – один из главных элементов СУОТ и направлен на:

  • проверку соответствия условий труда работников государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда;
  • выполнение как руководителями, так и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
  • выявление \ предупреждение всех нарушений и отклонений от установленных требований государственных стандартов ССБТ, а также правил, норм и инструкций по охране труда;
  • принятие комплекса эффективных мер, направленных на устранение выявленных недостатков.

Стоит упомянуть, что в процессе контроля за состоянием условий по ОТ необходимо анализировать результаты аттестации рабочих мест, оценивать безопасность производства в целом, эффективность средств коллективной и индивидуальной защиты.

Основные виды контроля:

  • административно-общественный \ оперативный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

 

Административно-общественный \ оперативный контроль

Как правило – данный контроль двух-, трехступенчатый.

Первая ступень должна проводиться непосредственным руководителем работ, которым может быть мастер, сменный инженер, механик или бригадир, непосредственно на участке, каждый день перед началом работ \ в течение смены. Проверка затрагивает состояние рабочих мест и исправность оборудования, инструмента или приспособлений, работу вентиляционных установок и состояние санитарно-бытовых помещений. К этому добавим проверку наличия инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты, рабочей и медицинской спецодежды.
При обнаружении недостатков в обязательном порядке принимаются меры к их устранению с последующей записью в журнале.

Вторая ступень – оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения, например начальником цеха, лаборатории или медицинской службы, с представителем комитета \ комиссии по охране труда и специалистами охраны труда или иных служб подразделения. Периодичность данной проверки – не реже 1-го раза в месяц, а день выбирается исходя из графика проверок.

Контроль состояния условий по охране труда на второй ступени кроме перечня позиций первой ступени включает проверку:

  • исправности и соответствия производственных \ вспомогательных помещений, оборудования и транспортных (грузоподъемных) средств требованиям безопасности;
  • своевременности проведения требуемых освидетельствований или испытаний защитных средств и оборудования, рабочей и медицинской спецодежды, грузоподъемных машин и механизмов;
  • своевременности выполнения профилактических осмотров, ремонтов и иного;
  • своевременности выполнения мероприятий согласно аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные в ходе данной проверки недостатки устраняются с последующей записью в журнале. При невозможности выполнения некоторых мероприятий должна оформляться служебная записка на имя главного инженера.

Результатом проверки является распоряжение по подразделению, включающее конкретные меры и выводы.

Третья ступень – это оперативный контроль, проводимый главным инженером предприятия или его техническим директором совместно с председателем комиссии по охране труда (с руководителем службы охраны труда и иными специалистами организации). Периодичность – не реже 1-го раза в квартал.

Контроль состояния условий по охране труда на 3-ей ступени, кроме перечня позиций 2-ой ступени, проверяет:

  • выполнение комплекса мероприятий по устранению недостатков, выявленных во время проведения II ступени контроля;
  • выполнение плановых мероприятий, проводимых с целью улучшения условий и охраны труда, включающих и мероприятия из раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятия по актам несчастных случаев. Сюда нужно добавить и выполнение приказов, распоряжений и указаний по охране труда, предписаний контрольно-надзорных органов и рекомендаций комиссии по охране труда;
  • обучение и проверка знаний руководителей и специалистов структурных подразделений организации;
  • медицинские осмотры и аналогичные мероприятия лечебно-профилактического характера;
  • выполнение похожих задач, входящих в функции руководителей структурных подразделений.

По результатам обследования \ проверки оформляется акт с последующим изданием приказа по организации, который рассматривается на производственном совещании проверенного структурного подразделения организации.

Руководитель должен проводить комплексное обследование состояния охраны труда всех структурных подразделений организации не реже 1-го раза в год с дальнейшим обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. Итог проверки – приказ.

 

Ведомственный контроль

Должен осуществляться вышестоящей организацией:

  • при проведении комплексных проверок организаций;
  • при проведении целевых проверок состояния условий в сфере охраны труда в подведомственных организациях;
  • на основании заявлений сотрудников подведомственных организаций.

 

Государственный контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция по труду.

Государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных отраслях и в ряде промышленных объектов совместно с федеральной инспекцией по труду осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, в которых содержатся нормы трудового права, в подведомственных им организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, при содействии органов местного самоуправления согласно федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным исполнением трудового законодательства и сопутствующих нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в полном соответствии с ФЗ РФ.

 

Общественный контроль

На основании ст. № 370 ТК РФ профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (и НПА, содержащих нормы трудового права) и выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

Работодатели должны в недельный срок со дня получения требования по устранению выявленных в ходе проверок нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения этого требования и принятых в разрезе этого мерах.

Профсоюзные инспекторы по охране труда или уполномоченные для этого лица от профсоюзов имеют право на:

  • осуществление контроля с целью соблюдения работодателями трудового законодательства и других содержащих нормы трудового права НПА;
  • проведение независимых экспертиз условий труда на предприятии для обеспечения безопасности его работников;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявленных профессиональных заболеваний;
  • получение оперативной информации от руководителей и других должностных лиц организаций и работодателей – ИП о состоянии условий по охране труда и всех произошедших несчастных случаях на производстве (профессиональных заболеваниях);
  • защиту прав и законных интересов членов профсоюза, касающихся вопросов возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • требование от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направление работодателям представления для оперативного устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные для рассмотрения нормы трудового права;
  • осуществление проверки состояния условий и охраны труда и выполнения обязательств работодателей, которые предусмотрены коллективными договорами и соглашениями;
  • участие в работе комиссий, собранных для испытаний и приема в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в качестве независимых экспертов;
  • участие в рассмотрении возникающих трудовых споров, которые связаны с нарушением трудового законодательства РФ и иных НПА, касающихся трудового права или обязательств по коллективным договорам и соглашениям, связанным с изменениями условий труда;
  • участие в разработке проектов федеральных законов (ФЗ) и иных нормативно-правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права;
  • участие в разработке проектов подзаконных НПА, в которых присутствуют государственные нормативные требования в области охраны труда, согласовании их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращение в соответствующие органы для привлечения к ответственности лиц, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных связанных с ним актов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников организации по охране труда во всех ее структурных подразделениях должны быть избраны уполномоченные или доверенные лица в области охраны труда от профсоюза или трудового коллектива.

Данные уполномоченные лица имеют право беспрепятственной проверки соблюдения требований по охране труда и внесения обязательных для рассмотрения руководством организаций или работодателями – ИП предложений по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований по ОТ.

При использовании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных представителях, которые смогут в полной мере учитывать специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

В процессе организации общественного контроля за охраной труда в организации не лишним будет принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными представителями поставленных задач (функций) может быть возможно и при условии оказания им необходимой помощи со стороны руководства организации, профсоюзных и других уполномоченных для этого работников представительных органов, органов госконтроля и надзора, а также инспекции профсоюзов.

Институт уполномоченных представителей необходим для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников предприятия в сфере охраны труда независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности или численности работников.

Количество уполномоченных представителей может увеличиваться – это зависит от конкретных условий производства. Численность, порядок избрания уполномоченных и срок их полномочий оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и представительного органа сотрудников. Выборы уполномоченных, в большинстве случаев, проводят на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Не стоит избирать уполномоченными сотрудников, которые по занимаемой должности должны нести ответственность за охрану труда в организации.

Уполномоченные представители часто входят в состав комитета \ комиссии по охране труда в организации. Они организуют свою работу во взаимодействии с руководителями подразделений, выборными профсоюзными органами или аналогичными уполномоченными работниками, со службой охраны труда, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией от профсоюзов.

Уполномоченные представители отчитываются на общем собрании коллектива, который их избрал и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий согласно решению избравшего их органа, при условии невыполнения ими возложенных на них функций или не проявляют должной требовательности по защите прав работников в области охраны труда.

Уполномоченные по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками организации представительных органов должны в обязательном порядке пройти обучение и проверку знаний в рассматриваемой области в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

 

Аудит системы управления охраной труда

Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:

  • определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
  • определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
  • рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
  • представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.

Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.

Отзывы наших выпускников

Отзывы наших выпускников Наши выпускники об особенностях процесса и качестве обучения

все отзывы

Мы уже обучили
более 300 000 специалистов Оставьте заявку на обучение и присоединяйтесь к нашему коллективу

Лицензии и сертификаты

Адрес учебного центра

119178, Санкт-Петербург
11 линия Васильевского острова, д. 64
1 этаж, офис 1 0 0

+7(812) 920-20-52 mv-spec@mail.ru